Опубликовано: 02.09.2018
Датчики положения дроссельной заслонки являются устройствами потенциометрического типа. Их выходной сигнал представляет собой напряжение, пропорциональное перемещению токосъемного контакта, которое, в свою очередь, зависит от положения дроссельной заслонки. Датчик предназначен для преобразования углового положения дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока.
На двигателе ЗМЗ-409 датчик положения дроссельной заслонки BOSCH DKG-1 0 280 122 001 или НРК1-8 установлен на корпусе узла дроссельной заслонки и механически связан с осью дроссельной заслонки и подключается к электрическому жгуту системы управления через трехконтактный соединитель.
Датчик представляет собой переменный резистор на керамической подложке и состоит из корпуса, печатной платы с резисторами R1, R2, R3, R4 и подвижных контактов установленных на поворотной втулке закрепленной на оси дроссельной заслонки.
При изменении положения дроссельной заслонки изменяется величина падения напряжения на переменном сопротивлении. Это напряжение подается в электронный блок управления двигателя, который учитывает его при расчете длительности импульсов управления форсунками и угла опережения зажигания. При выходе из строя датчика блок управления переходит на резервный режим работы, используя данные своей памяти и данные массового расхода топлива.
— Напряжение питания на выводах 1-2 : 5,0+0,1 Вольт
— Сопpотивление между выводами 1-2 : 1,8-2,0 кОм — Степень открытия полностью закрытого дросселя : 0-2% — Напряжение на выводах 3-2 при закрытом дросселе : 0,25-0,65 Вольт — Степень открытия полностью открытого дросселя : >90 % — Напряжение на выводах 3-2 при полном дросселе : 3,90-4,70 Вольт — Количество полных циклов срабатывания : не менее 1 млн. цикловГрадуировочная характеристика зависимости выходного напряжения датчика от угла поворота имеет линейный характер в диапазоне 0-100 градусов (0,25-4,8 Вольта). Наклон характеристики составляет 48 мВ/градус. Рабочая зона датчика находится в линейной области характеристики 10-90 градусов, что соответствует степени открытия дроссельной заслонки в диапазоне 0-100 % открытия дросселя. Наклон характеристики составляет 39 мВ/%.
При неисправности датчика двигатель теряет мощность, при разгоне автомобиля чувствуются рывки и провалы, работа на холостом ходу неустойчива. Долгая езда с этой неисправностью, особенно при полностью нажатой педали газа опасна для двигателя, так как вызывает детонацию и перегрев.
Проверка датчиков BOSCH DKG-1 0 280 122 001 и НРК1-8 заключается в измерении их сопротивления. Между выводами 1 и 2 оно должно быть равно 2 кОм, между выводами 2 и 3 в одном крайнем положении — 700-1380 Ом, а в другом крайнем положении — 2600 Ом. Неисправный датчик не ремонтопригоден и подлежит замене.
Более подробно, внешние проявления неисправности датчика положения дроссельной заслонки BOSCH DKG-1 0 280 122 001 и возможные способы их устранения, а также возможные причины неисправности датчика, рассмотрены в отдельном материале.