Опубликовано: 28.08.2018
В своей работе двигатель подвержен весьма существенным нагрузкам и колебаниям. Но, несмотря на это температура самого двигателя и циркулирующей в нём охлаждающей жидкости должна находиться под постоянным контролем, с целью недопущения выхода её за пределы установленного диапазона. Для этого используется специальное приспособление – термостат, периодическое проведение диагностики которого гарантирует его стабильную и безотказную работу. Именно о том, как проверить термостат своими силами и пойдёт речь в этом материале.
В первую очередь давайте выясним, как работает данное устройство и что оно собой являет. Термостат – это температурный датчик, расположенный в охлаждающем цикле двигательной системы и регулирующий направление движения тосола внутри контура. При запуске двигателя агрегат находится в замкнутом положении, препятствуя проникновению тосола непосредственно в радиатор, который в это время перемещается внутри малого круга системы, охлаждая нагревающийся двигатель.
При нагреве охлаждающей жидкости примерно до 90 градусов, термостат открывает клапан, ведущий к радиатору, и отправляет по этому пути тосол. Здесь происходит его охлаждение, под действием потоков воздуха, после чего он вновь возвращается к двигателю.
Отвечая на вопрос, как проверить исправность термостата, следует заметить, что данную процедуру можно провести как с предварительным снятием устройства, так и непосредственно на автомобиле.
Рассмотрим первый способ. Для начала снимаем с картера ВАЗ (2109, 2110 и т.д.) защиту и сливаем из системы антифриз. После этого подставляем под радиатор вместительную ёмкость и производим слив охлаждающей жидкости.
Слегка ослабляем затяжки на хомутах и отсоединяем все идущие к термостату патрубки. Снимаем его и проводим визуальный осмотр, обращая первоочередное внимание на исправность основного клапана.
Если клапан не заклинен и находится в закрытом положении, проводим диагностику извлечённого приспособления. Для этого опускаем его в ёмкость с водой и начинаем её постепенный нагрев, измеряя температуру погружённым внутрь ёмкости термометром. Определяем тот момент, когда клапан начинает функционировать и имеющийся при этом температурный режим.
Нормальной для авто Калина и иных модификаций ВАЗ, в том числе 2108 и 2109, считается температура порядка 87 градусов по Цельсию, с погрешностью до трёх градусов. По мере её роста, исправный клапан должен постепенно открываться, достигая своего максимума при температуре в 108 – 110 градусов. В этом момент и происходит сброс тёплой жидкости в радиатор, после чего начинается остывание клапана и его закрытие.
Если всё в порядке, возвращаем термостат на место, если же устройство не работает, ставим новый и исправный элемент.
Теперь пришло самое время выяснить, как проверить термостат не снимая само устройство. Запускаем холодный двигатель и на ощупь проверяем состояние отводящего патрубка. При нормальном состоянии, его нагрев должен начаться по достижению охлаждающей жидкостью температуры 80 – 90 градусов. Если нагрев происходит раньше, возможно имеет место некорректная работа входного клапана, что увеличивает не только расход топлива, но и время прогрева двигателя. Если же патрубок не нагревается даже при высокой температуре тосола, скорее всего, произошло его заклинивание и требуется срочная замена устройства.
Как вы видите, ничего сложного проверка термостата в домашних условиях не представляет. Запасаемся терпением и действуем строго по инструкции – положительный результат не заставит себя ждать.