Опубликовано: 02.09.2018
Привод клапанов ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10, ZMZ PRO, устанавливаемых на Уаз Профи, осуществляется двумя распределительными валами, расположенными в головке блока цилиндров.
Кулачки распределительных валов действуют непосредственно на гидротолкатели. Они перемещаются в цилиндрических отверстиях головки блока цилиндров. Применение гидравлических толкателей в приводе клапанов исключает необходимость регулировки зазоров. В приводе применяется одна пружина на каждый клапан.
Клапаны изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Клапаны работают в направляющих втулках, запрессованных в головку блока цилиндров. Направляющие втулки изготавливаются из металлокерамики или из легированного серого чугуна. Седла клапанов изготавливаются из металлокерамики.
Гидротолкатели выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой гидрокомпенсатора внутри и канавкой с отверстием для подвода масла от магистрали в головке блока цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспечивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с торцом клапана за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора.
При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине середины кулачка распределительного вала относительно оси гидротолкателя. Это обеспечивает равномерную приработку и уменьшение износа торца гидротолкателя.
Промежуточный вал служит для привода масляного насоса. Он сборный. Передняя и задняя опорные шейки, изготовленные из порошкового материала методом порошковой металлургии, напрессованы на стальной вал. Промежуточный вал установлен в приливы блока цилиндров, герметично закрыт стальной трубой, установленной на анаэробный герметик. Промежуточный вал в блоке цилиндров фиксируется от продольного смещения стальным закаленным фланцем.
Вал вращается в сталеалюминевых втулках запрессованных в отверстия блока. При вращении промежуточный вал прижимается торцом передней опорной шейки к крепежному фланцу. На переднем конце вала установлены звездочки привода распределительных валов. На заднем – винтовая шестерня привода масляного насоса на сегментной шпонке и закреплена фланцевой гайкой, удерживаемой с помощью кольца.
Звездочки привода распределительных валов крепятся двумя болтами «напроход» к промежуточному валу. Болты стопорятся от самоотворачивания загибкой углов стопорной пластины на гранях их головок. Точное угловое положение ведомой звездочки относительно ведущей звездочки обеспечивается установкой ее на штифт, запрессованный в ведомую звездочку.
На двигателях ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 применяются гидронатяжители в комплекте с адаптерами. Гидронатяжитель выполнен в виде подобранной по зазору плунжерной пары, состоящей из корпуса и плунжера. Гидронатяжитель обеспечивает постоянное натяжение цепи и гашение ее колебаний за счет давления масла в системе смазки и действия пружины плунжерной пары.
На двигатели ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 гидронатяжитель должен устанавливаться в «заряженном» состоянии, когда плунжер удерживается в корпусе с помощью кольца, находящегося во второй канавке корпуса. И затем должен быть приведен в рабочее состояние (разряжен), только после полного затягивания болтов крышки гидронатяжителя, путем нажатия на торец адаптера через отверстие в крышке гидронатяжителя.