Опубликовано: 02.09.2018
В процессе эксплуатации в результате удлинения цепей и износа зубьев звездочек ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 Евро-4 и Евро-5 от номинальных значений. Правильность фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели этого двигателя.
Поэтому, при снижении мощности двигателя ЗМЗ-40911, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя необходимо проверить и при необходимости, откорректировать установку фаз газораспределения. Для этой цели используется разработанный на предприятии-изготовителе двигателя комплект оснастки. В комплект входят:
1. Сектор 24-Ф-74784.001.
2. Шаблон кулачка 252 градуса 24-Ф-74784.002 для выпускного распределительного вала и шаблон кулачка 240 градусов 24-Ф-74784.003 для впускного распределительного вала. 3. Кондуктор для сверления дополнительных установочных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов 17-Ф-2349.Проверку и корректировку фаз газораспределения можно провести на двигателе ЗМЗ-40911, установленном на автомобиле . Для контроля фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 необходимо снять крышку клапанов, отсоединив все провода и шланги.
1. Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, повернув коленчатый вал по ходу вращения (по часовой стрелке) до совпадения риски на диске демпфера шкива коленчатого вала с ребром-указателем в виде прилива на крышке цепи.
Также этому положению будет соответствовать нахождение сбега 20-го зуба диска синхронизации шкива коленчатого вала напротив середины сердечника датчика положения коленчатого вала. Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо. При этом кулачки распределительных валов 1-го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы ниже.
В случае если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. Точную установку поршня 1-го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа, который устанавливается и закрепляется в свечном отверстии 1-го цилиндра.
2. Установить сектор 24-Ф-74784.001 за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов — вид «А». Прижимая сектор 24-Ф-74784.001 к верхней плоскости головки блока цилиндров, приложить и плотно прижать шаблон 24-Ф-74784.003 к поверхности первого кулачка. При этом стрелка шаблона должна показать на секторе угол :
— 20°30±2°40 для привода с втулочными цепями.
— 20°±2°40 для привода с зубчатыми цепями.При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя ЗМЗ-40911. При измерении ведущая ветвь цепи (в районе верхнего и среднего успокоителей) должна быть натянута. Для этого ключом повернуть распределительный вал впускных клапанов за четырехгранник на теле вала против часовой стрелки и удерживать в этом состоянии, не допуская поворота коленчатого вала.
Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов — вид «Б». Стрелка шаблона должна показать на секторе угол :
— 19°30±2°40 для привода с втулочными цепями.
— 19°±2°40 для привода с зубчатыми цепями.В случае если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ±2°40 от номинального значения, требуется провести корректировку установки фаз газораспределения на ЗМЗ-40911.
Для корректировки установки фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 необходимо выполнить следующие работы:
1. Снять переднюю крышку головки блока цилиндров.
2. Снять верхний гидронатяжитель, отвернув болты крепления крышки гидронатяжителя. Снять крышку с прокладкой и шумоизоляционной шайбой. 3. Снять верхний и средний успокоители цепи, отвернув болты их крепления. 4. Снять звездочки распределительных валов, отвернув болты их крепления, удерживая валы ключом за четырехгранник на теле валов. Снятую со звездочек распределительных валов цепь удержать от соскакивания со звездочки промежуточного вала. 5. По установленному на звездочке распределительного вала кондуктору 17-Ф-2349 просверлить в каждой звездочке шесть дополнительных отверстий диаметром 6,1 мм.В результате установки звездочки распределительного вала на одно из дополнительных отверстий получится изменение угла установки распределительного вала, замеряемое с помощью шаблона кулачка и сектора, на величину в соответствии с рисунком ниже.
Выбор отверстия на звездочке с необходимой величиной углового смещения надо производить в зависимости от величины отклонения положения кулачка от номинального значения. При установке звездочки на дополнительное отверстие, заводская установочная метка (метки) на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров при положении поршня 1-го цилиндра в ВМТ.
1. Накинуть цепь на звездочку (с одной меткой — для привода распределительных валов с зубчатыми цепями) распределительного вала выпускных клапанов и установить ее на фланец и штифт распределительного вала, используя одно из отверстий. Поворотом распределительного вала выпускных клапанов за четырехгранник на промежуточной шейке вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.
2. Установить шаблон кулачка на первый кулачок распределительного вала выпускных клапанов и сектор на головку блока цилиндров и замерить угол установки первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов. В случае нахождения значения замеренного угла не в допуске повторить действия, начиная с п.1, с использованием другого дополнительного установочного отверстия.
3. Накинуть цепь на звездочку (с двумя метками — для привода распределительных валов с зубчатыми цепями) распределительного вала впускных клапанов и установить ее на одно из отверстий. Поворотом распределительного вала впускных клапанов за четырехгранник на промежуточной шейке вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.
4. Установить шаблон кулачка на первый кулачок распределительного вала впускных клапанов и сектор на головку блока цилиндров и замерить угол установки первого кулачка распределительного вала впускных клапанов. В случае нахождения значения замеренного угла не в допуске, повторить действия, начиная с п.3, с использованием другого дополнительного установочного отверстия.
5. Завернуть болты крепления звездочек, не затягивая окончательно. Зарядить гидронатяжитель , установить его на двигатель и привести в рабочее состояние (разрядить). Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик.
6. Повернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота и совместить риску на диске демпфера шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи. Также это положение коленчатого вала можно выставить по нахождению сбега 20-го зуба диска синхронизации шкива коленчатого вала напротив середины сердечника датчика положения коленчатого вала.
7. Проверить установку фаз газораспределения на ЗМЗ-40911 с помощью сектора и шаблона кулачка со стрелкой, как описано выше. В случае нахождения значения замеренного угла не в допуске, необходимо повторить корректировку фаз газораспределения, используя другие установочные отверстия.
8. Затянуть болты крепления звездочек распределительных валов окончательно моментом 54,9-58,8 Нм (5,6-6,2 кгсм). Установить верхний и средний успокоители цепи, завернув винты крепления. Предварительно нанести на резьбу винтов крепления успокоителей анаэробный герметик.