Опубликовано: 22.06.2022
Желающие приобрести новый автомобиль получают льготный автокредит. Старт программы запланирован на март. Но хотим ли мы вернуться к плачевному состоянию отечественного авторынка? Могут ли автосалоны, свободные летом, участвовать в программе? Теперь, когда ставишь новую, старая машина, у которой вал колеса вибрирует, просит «цену отца». Когда автомобиль подешевеет в Казахстане?
Мы связались с автосалонами Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Караганды, Атырау и запросили популярные Chevrolet Cobalt, Chevrolet Nexia, Hyundai Accent, Toyota Camry и Hyundai Elantra. Мы убеждены, что нехватка новых автомобилей в автосалонах до сих пор не решена. «Когда прибудут новые автомобили?» Автосалоны не могут ответить на наш вопрос. Заказы на ряд марок автомобилей не принимаются.
«Hyundai Accent не существует. Неизвестно, когда он придет. Мы не принимаем заказы. Доступна только Хендай Элантра. Стоимость более 9 млн. Все остальные автомобили были пригнаны "из одного из столичных автосалонов".
Найти новый Киа Рио в городе непросто. Мы связались с тремя автосалонами и не нашли ни одного. Менеджеры говорят, что кроме китайской машины Changan. А в городе за Тойоту Камри 75 нужно платить вперед и ждать от 6 месяцев до 1 года.
После предварительного заказа и ожидания автомобиля, если цена поднимется, вам придется купить его по этой цене. Если вы не согласны с этим, вы можете получить свои деньги обратно в качестве первоначального взноса. В противном случае машина, которую вы ждете, будет потеряна для кого-то другого. Это требование автосалонов.
Даже если у вас есть деньги, вы не сможете легко получить желаемую машину. Почему? Налицо проблема с микросхемой. Потому что основные детали автомобиля поступают к нам из Кореи и Японии. Во время пандемии в этих странах было продано больше бытовой техники, такой как телевизоры и холодильники, чем автомобилей. Поэтому микросхемы использовались в бытовой технике. Однако вопрос микросхем был актуален еще год назад, и сейчас этот вопрос постепенно решается.
Еще одна проблема в том, что доставка в городе усложнилась и увеличились очереди. Например, корейские автомобили Hyundai и Kia, которые могут себе позволить казахстанцы, застряли в городе. А для Китая мы не рынок номер один, поэтому они не спешат выпускать автомобили.
На дефицит новых автомобилей также существенно влияют утилизационный сбор, сумма первичной регистрации и техрегламент. В результате этих трех автомобилей за последние 6 лет в страну не въехало ни одного автомобиля. Поэтому отечественные автопроизводители не могли удовлетворить спрос. Всего в стране производится 80 тысяч автомобилей в год, и еще 350 тысяч автомобилей в год необходимо импортировать, чтобы удовлетворить спрос рынка.
Если мы посмотрим на автокредиты в разделе сайтов банков второго уровня, то увидим, что процентная ставка гораздо выше. Средний размер составляет 17-23 процента. За последнее время базовая ставка в стране увеличилась еще на 0,1%. Фактически 2021 год закончился с 8,4%. Сейчас общий показатель составляет 8,5%. Поэтому следует учесть, что по мере увеличения базовой ставки вы не сможете взять автомобиль в долг под низкий процент в банках второго уровня страны.
Что касается условий программы льготного автокредитования, то стоимость 1 автомобиля не должна превышать 15 млн тенге, срок кредита – 7 лет, номинальная процентная ставка для конечного заемщика не должна превышать 4% годовых. Когда конечный заемщик погасит кредит банкам второго уровня, рефинансированные кредиты будут выданы покупателям отечественных автомобилей. Сегодня в рамках этой программы можно приобрести такие отечественные автомобили, как Hyundai, KIA, JAC, Chevrolet и LADA.
В целом программа льготного автокредитования была запущена в 2015 году. Он рассчитан на 20 лет и основан на «револьверном» методе. Общий лимит финансирования составляет 82 млрд тенге. С момента реализации программы выдано 30 525 кредитов на сумму 159 млрд тенге, включая оборотные средства. Около 80 тысяч человек уже купили отечественные автомобили.
В программе льготного автокредитования участвуют 5 банков. Ни один банк не организует программу льготного автокредитования за свой счет. Здесь возмещаются деньги от утилизационного сбора.
В результате импортные автомобили и запчасти к ним будут закупаться в иностранной валюте. Поэтому льготный автокредит не удешевит транспорт. Те, кто выставляет свои машины avtoregion77 на продажу, снова поднимают цену из-за возобновления льготных автокредитов. Если эта программа увеличит спрос на автомобили, цены на автомобили могут снова вырасти. А тем, кто хочет воспользоваться программой, придется стоять в очереди месяцами.